Алексей Рытов
 
   
 

понедельник, 12 июля 2010 г.

Что случается, когда маркетологи пишут код

Веб-разработчик, маркетолог и коммерсант

Что бы там ни говорили проектировщики интерфейсов и другие «друзья пользователей», но работают они прежде всего для заказчика. Заказчиком же обычно являются маркетологи и/или коммерсанты. К сожалению эти замечательные люди порою бывают слишком уж замечательными и начинают сами «писать код» веб-приложения. Но проектировать интерфейсы они не умеют, программировать тоже, зато хорошо умеют писать длинные тексты — их то они и вставляют в обилии везде, где только можно, это и есть их «код». Результат получается как в том письме, что писал Дядя Фёдор из Простоквашино, когда все написали по чуть-чуть, а пользователь получатель этого письма хватался за сердце и падал в обморок.

Я приведу пару примеров из жизни, но намеренно не буду приводить скриншотов и называть имена и явки. Просто я боюсь мести не хочу переходить на личности. В конце (для терпеливых и неумеющих быстро прокручивать страницы) я скажу секрет, как нужно поступать, чтобы все были счастливы.

С точностью до запятой

Делали мы как-то веб-сервис, на котором была очень длинная форма. Заказчик был ну очень щепетилен в плане юридической составляющей. И они по сути нарисовали форму сами и...

Вы пробовали когда-нибудь читать юридические документы? Это крайне затруднительно, ты теряешь суть уже после второго абзаца. Так вот та длинная форма была из той же песни. Она изобиловала разнномастными полями и флажочками, многие из которых были заморожены, т.е. выбрать их или что-то в них ввести было нельзя. Зачем же их тогда было показывать? Это не обсуждалось! Венчало эту форму поле с датой, которую нельзя было поменять, а показывалась дата ради единообразия с бумажным документом, где внизу стоит дата и подпись. До сих пор радуюсь, что нас не заставили делать инструмент для рисования подписи...

Мы пытались сделать форму более простой и понятной. Сокращали ненужное, переформулировали тексты. Но все это категорически отвергалось и на нашу голову призывались заклинания древних юристов :)

Завершили мы проект разместив на странице с этой формой инструкцию, как эту форму заполнять. Т.е. заказчик увидел, что его творением (я уже не говорю «нашим») пользоваться крайне затруднительно, и не нашел ничего лучшего, как написать достаточно пространную инструкцию, разместив ее тут же.

Возможно кто-то подумает, что целью заказчика было не удобство пользования, а что-то другое, например, прохождение аудита или осваивание бюджета. Нет! Они постоянно говорили «юзабилити», проводили тестирование своими силами и переживали, когда что-то кому-то из пользователей было непонятно.

Объявление: объявление находится ниже

В другом проекте заказчик попросил разместить НАД формой авторизации инструкцию как пользоватья веб-сервисом. Не как авторизовываться, а именно весь цикл, что произойдет после авторизации.

В результате поля с логином и паролем существенно съехали вниз и... были не видны не многих мониторах, особенно на лэптопах.

Сроки поджимали, спорить было затруднительно и проект вышел с такой фичей. И только позже я узнал причину, почему заказчик решил так поступить. Дело в том, что пользователю на телефон в виде SMS высылалась ссылка на эту страницу. А высылалась она под видом «узнай поподробнее».

Очевидно, что будь задача сформулирована иначе, решение было бы не только более элегантным, но и продуктивным.

Вот мы и подошли к нашему секретному выводу.

Большой секрет

Заказчик должен ставить перед разработчиком общую задачу, а не углубляться в частности. Разработчик на то и подряжен, что он лучше знает КАК сделать, а заказчик на то и заказчик, что лучше знает ЧТО сделать.

Нарушение этого принципа — углубление заказчика в частности, сокрытие от проектировщика истинных задач — приводит к тому, что из проекта получается полное гэ.

Грустно, но эту прописную истину, которая описана в куче книг, не понимают очень многие.

Краткая шпаргалка для заказчика, что такое «хорошо», а что такое «плохо»:

Неправильно Правильно
Размести в шапке логотипы всех наших партнеров. Нашему сайту не доверяют, давайте подумаем, как это можно поменять.
Размести перед формой инструкцию из этого doc-документа. Нужно сообщить пользователю о том, что услуга платная заранее.
Перемести меню влево, а сверху поставь эти ссылки. Нужно сделать акцент на этом и этом, придумай варианты.
Вставь эти картинки и ссылки на главной, слева. Мы хотим показать пользователю, что у нас есть и другие сервисы.

6 комментариев:

  1. "заказчик увидел, что его творением (я уже не говорю «нашим») пользоваться крайне затруднительно, и не нашел ничего лучшего, как написать достаточно пространную инструкцию, разместив ее тут же" - сплошь и рядом встречается. у меня то же самое в интернет-магазине было: вместо того, чтобы пересмотреть процесс оплаты, сделали видео-ролик на 5 минут о том, как надо класть товар в корзину и его оплачивать :)

    ОтветитьУдалить
  2. я запостил у себя ваш материал, надеюсь, не против
    http://geoseo.by/skolko-ya-zarabotayu-na-yuzabiliti

    ОтветитьУдалить
  3. Дмитрий, я не против если доработать моменты:
    - вставить фотку машинки из ориг. поста.
    - в ссылке "источник" ссылаться не на корень блога, а на конкретно этот пост.
    - рекламу из центра поста переместить вниз.

    ОтветитьУдалить
  4. Если честно, решил не углубляться в глубь статьи, но хотел бы выразить мнение по поводу написания кода маркетологами. Многие люди являются просто специалистами в IT (в любой области), то есть на равных могут и программировать и заниматься SEO.

    ОтветитьУдалить

Ах, эти интерфейсы

 
  
Алексей Рытов © 1977 :-)  
Домой
  Для писем и газет: aleksritovgmailcom