Алексей Рытов
 
   
 

суббота, 2 января 2010 г.

Дублируй, не дублируй — толку мало!

Дублирование важной информации — вещь вроде как полезная. К сожалению, практика показывает, что толку от этого мало.

Один известный дизайнер справедливо заметил, что порою важную информацию нужно продублировать, чтобы наверняка заметили. В теории это все выглядит логично и очень полезно.

Но размышляя, я пришел к выводу, что на практике, люди склонны поступать руководствуясь каким-то внутренним (шестым?) чувством, а не красивыми плакатами и знаками, даже если этих плакатов несколько, они большие и выполнены в ярких цветах. Популярный и очень полезный для проектировщика интерфейсов ресурс Задолба!ли неоднократно это утверждение подтверждал.

Тварь я в очереди стоящая или карту имею?

Сегодня я совершал покупки в магазине IKEA. Там есть кассы, где принимают только банковские карты, наличность не принимают. Обычно очереди в них меньше, поэтому я пользуюсь.

О том, что эти кассы особенные (только карты) покупателям сообщается вербально и визуально (желтые большие щиты с черными жирными буквами), причем не один и даже не два раза. Давайте посчитаем:

  1. объявление по громкой связи;
  2. большой плакат на подходе к этим кассам;
  3. надпись на уровне касс;
  4. надпись на самой кассе;
  5. где-то еще, если я не ошибаюсь;
  6. и наконец (!) кассир спрашивает «вы по карте?».

Подходя к кассе я встретил человека, который возмущенно говорил, мол, откуда я знал, что здесь только по картам. Очевидно, что он пропустил несколько заметных предупреждений и был остановлен последним оплотом информационного дизайна — кассиром.

Расплачиваясь, я поинтересовался у кассира, как много покупателей не видят надписи с предупреждениями и разворачиваются возмущенно после его вопроса о карте. Его ответ меня поразил:

— Процентов 60%, ну, может поменьше, — ответил кассир. — А ведь столько предупреждений, везде надписи, а они не читают!

Что ж, остается только надеяться, что к дорожным знакам водители относятся более внимательно. Впрочем, мой опыт автомобилиста говорит обратное :(

Каждому покупателю по персональному кассиру

Что делать в ситуациях, где нужно привлечь внимание пользователя? Вариантов много, но главное правило — чем раньше, тем лучше, это сэкономит время и силы как покупателю, так и продавцу.

В случаи с Икеей, кассир должен был отсеивать не более 5% покупателей, но никак не 50%.

В случае с платежной системой MOBI.Деньги, чтобы уведомить пользователя о том, что имеются ограничения по сумме платежа, мы не только 2 раза пишем об этом, но и без перезагрузки страницы выдаем контекстное сообщение о превышении суммы, а также заботливо ставим курсор в проблемное поле. Я кратко об этом писал.

Так что, пожалуй, кроме принципа «чем раньше, тем лучше», важен принцип: по возможности безболезненно.

--------------------------------------------------------------

P.S. Подумал тут, что проблема в баннерной слепоте. Люди не обращают внимание на яркие и заметные вывески, потому что обычно это реклама.

6 комментариев:

  1. вот так и с благой вестью, предупреждений везде столько много, а 99% людей не видят и не слышат. а ведь Кассир остановит в конце и не пропустит!

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, Серега! Вот уже где не ожидал тебя встретить :)

    ОтветитьУдалить
  3. Норман бы наверняка сказал бы: «необходимость надписи уже знак того, что что-то не так». В дикой природе есть два типа касс: в которых примут только наличность, и в которых согласны взять как наличные, так и карты («всё равно, лишь бы деньги»). ИКЕЯ же изобретает третий тип и думает, что проще развешивать предупреждения и раздражать покупателей, вместо безусловного обслуживания человека с настоящими деньгами.

    И. П.

    ОтветитьУдалить
  4. Согласен, суть конфликта в том, что это нестандартное поведение для пользователя.

    ОтветитьУдалить
  5. Да даже когда они выполнены не в "рекламной" форме, все равно у людей срабатывает рефлекс - как, работая в соцзащите, я замечал, что вывешенное объявление об ограниченном приеме в ближайшие дни, не читало 70% пенсионеров - в госучреждениях и магазинах просто привыкаешь не обращать внимания на огромное количество информации, развешенной хаотически.

    Или, как пример, табло на жд-вокзале, около которого в праздничные дни вешают инфу об отмене некоторых маршрутов - рядом висит куча точно таких же, белых на черном, бумажек, о тарифах, стандартное расписание, уведомления для тех же пенсионеров...

    А вот если бы это было бы сделано умно, и отдельно бы был вынесен стенд для льготников, отдельно точное электронное расписание на сегодня, отдельно - информация о тарифах и линиях, да не в табличной форме, а прямо на стилизованной карте - было бы куда удобнее.

    Так же и здесь. Решение для касс по платиковым картам - выделение их другим цветом, маршруты и прочее, это все хорошо. Но решение не настолько заметное, как хочется и как должно быть. Значит, надо переделывать, а не мучить кассиров. В идеале, должно остаться максимум 20% людей - тех, кто вообще не умеет читать, и тех, у кого тяга к очередям на генном уровне %)

    ОтветитьУдалить
  6. В Икее, конечно, не подойдет, но мне нравится как сделано в Альфа банке. Там стоят при входе в "предбаннике" банкоматы. Если ты хочешь войти туда в нерабочее время (когда отделение закрыто), то для открытия двери нужно воспользоваться картой как ключом. Т.е. с одной стороны круглосуточно, а с другой не под открытым небом и абы кто не войдет.

    ОтветитьУдалить

Ах, эти интерфейсы

Этот блог — рассуждения о пользовательских интерфейсах в различных их проявлениях и веб-проектах.

Блог построен на движке Google

 
  
Алексей Рытов © 1977 :-)  
Домой
  Для писем и газет: aleksritovgmailcom