Алексей Рытов
En Ru
 
   
 

понедельник, 16 апреля 2012 г.

Интервью об UX

В компании Digital Design выпускается ежемесячный электронный журнал для существующих и потенциальных клиентов. В каждом номере — специально подготовленное интервью с одним из экспертов компании. Один из выпусков был посвящен UX, и я дал интервью руководителю пресс-службы компании Ольге Кузнецовой. Это интервью я публикую здесь, в своем блоге.

— Что такое UX и зачем оно нужно?

UX или User Experience не имеет устоявшегося перевода на русский язык, самое близкое — это «проектирование опыта пользователя». Наверное, нет смысла углубляться в терминологические дебри, давайте будем упрощенно считать, что это модное название слова «юзабилити» (уже вижу, летящие в меня камни за такое упрощение).

Гораздо интереснее, зачем оно нам нужно. Поясню на примере авто рынка. На заре автомобилестроения было важно, чтобы автомобиль просто был, потом стало важно, чтобы он был надежным, потом — дешевым. И лишь когда рынок насытился, в добавок к наличию, надежности и дешевизне потребовалось, чтобы автомобиль нравился потребителям. А чтобы нравиться, мало сделать его сверкающе красивым, необходимо чтобы производитель думал об удобстве конечного потребителя с самого первого эскиза.

Тоже произошло и с индустрией программного обеспечения (включая веб). Наличие некого функционала за некую сумму денег уже не является единственным критерием выбора (ключевой момент тут, что этот выбор у потребителя есть). Бизнес все чаще требует, чтобы софт был удобным для конечного пользователя. Кажется, ну какое дело большому боссу до девушки рецепциониста, которая регистрирует посетителей в частной клинике — ну не удобно ей, ну и что с того? Действительно, часто «боссу» до девушки дела нет, а вот если эта девушка на регистрацию клиента потратит не 6 минут, а 4, а эти 2 сэкономленных минуты умножить на 500 филиалов по всей стране и несколько сот тысяч клиентов, то выйдет довольно крупная сумма экономии. Возвращаясь к авто индустрии, таксисты у нас в городи ездят на Фордах и Шевроле, а не на Ладах, не из-за комфорта клиентов, а из-за более выгодного соотношения цены к ресурсу автомобиля.

— Насколько оно развито в России?

В этой области, как и во многих других, наша страна в догоняющих. На западе (особенно в США) есть серьезное обучение в университетах, стабильный спрос, традиции. У нас в какой-то мере уже достаточно давно все это есть (об этом говорит хотя бы тот факт, что конференция UX-Russia проходит уже 10 лет), но при этом последние пару лет ситуация с UX похожа на лихие 90-е в бизнесе. Спрос явно превышает предложение, хорошие специалисты есть, но их недостаточно, а это хорошая почва для фирм-однодневок и чудо-целителей от юзабилити. Думаю в ближайшие два-три года UX-рынок в России устаканится.

— Как должно быть встроено UX-проектирование в производственный процесс?

Я вижу два основных пути внедрения данной компетенции в компанию. Первый путь — это выделенное подразделение, его относительно легко создать, достаточно нанять сильного ведущего специалиста и под него уже нанимать необходимых работников. Такое подразделение может выполнять внутренние заказы и давать достаточно быстрый эффект. Однако такое решение имеет и минусы — оно по определению немного чужеродно для производственных департаментов, кроме того, я видел, как с уходом лидера из компании уходили все юзабилии-специалисты в полном составе.

Мы в Digital Design выбрали второй путь — взращивание собственной UX компетенции в каждом департаменте. Это более сложный путь, но мы верим, для нас он более правильный. Сложный, потому что приходится менять производственный цикл в десятке подразделений, потому что в каждом этом подразделении нужно посадить росток UX, притом такой, чтобы через год он разросся, а не был задушен прочими нуждами. Почему мы считаем такой подход более правильным? Потому что, если руководитель бизнес-линии осознал, что UX ему нужен, полезен для бизнеса, и у него есть устоявшийся процесс и обученные специалисты — у такого подразделения уже нет пути назад, оно уже не сможет жить по-старому, и если вдруг уволится UX-дизайнер, ему быстро найдут замену.

— В каких продуктах и решениях UX необходим в наибольшей степени?

В тех, где есть пользователь. Ну, хорошо, пользователь есть во всех продуктах, скажу по-другому. UX важен в тех продуктах и проектах, где в зависимости от поведения пользователя бизнес может выиграть или проиграть. Иногда нужно, чтобы пользователю в первую очередь «нравилось», иногда, как в примере выше, бизнес выигрывает от скорости его работы в системе, также существует много систем (например, медицинских), где главным критерием является отсутствие ошибок при использовании интерфейса.

— Где взять хорошего специалиста по UX?

Как я уже говорил, спрос превышает предложение. При этом спрос будет расти в ближайшие годы, возможно даже скачкообразно. Кроме того, UX — это очень комплексная дисциплина, тут и аналитика, и психология, и дизайн. Готовых специалистов, покрывающих все эти дисциплины не так много. Поэтому мы предпочитаем их взращивать внутри компании. Для этого мы разработали методику комплексной оценки UX-специалистов, по результатам которой каждому присваевается определенный уровень. Также мы стараемся, чтобы каждый специалист знал ответы на два вопроса — «какая мне выгода от того, если я перейду на следующий профессиональный уровень» и «что мне для этого нужно сделать».

А еще в этом году в рамках нашей «Школы разработчика» мы открыли UX поток. В настоящее время у нас стажируется 12 студентов, с некоторыми из них руководители подразделений уже заключили договоренности о работе.

Ах, эти интерфейсы

Этот блог — рассуждения о пользовательских интерфейсах в различных их проявлениях и веб-проектах.

Блог построен на движке Google

 
  
Алексей Рытов © 1977 :-)  
Домой
  Для писем и газет: aleksritovgmailcom