Алексей Рытов
 
   
 

воскресенье, 17 октября 2010 г.

Сколько я смогу заработать на юзабилити?

На конференции UX Russia 2010 я окончательно убедился в том, что смутно ощущал последние пару лет — российские бизнесмены поняли, что, внедряя пользователе-ориентированный подход в разработке веб-услуг, они могут заработать больше денег. Они и раньше это понимали, даже употребляли слово «юзабилити», но это было лишь данью моде. Сейчас же бизнес понял, что на этом можно делать деньги и движение «купи себе немного юзабилити» становится по-настоящему массовым.

Я не историк, не футурист и не бизнес-аналитик, но я хочу высказать свое мнение, почему в последние пару лет произошли эти количественные изменения. Именно количественные, т.к. качественные произошли раньше. Также я хочу ответить на вопрос бизнесменов «сколько я смогу заработать на юзабилити».

Немного истории

Генри Форд был гениальным инженером и бизнесменом. На его заводах производился первый по-настоящему массовый и народный автомобиль Ford T. За 19 лет было произведено более 15 миллионов (!) автомобилей. Этот автомобиль был дешев, прост и очень надежен, на сохранившихся до наших дней экземплярах все еще рабочая подвеска.

Был ли этот автомобиль ориентирован на удобство пользователя? Однозначно нет! У него были плохие неудобные тормоза, его примитивная подвеска не была устойчива в поворотах, из-за отсутствия бензонасоса он глох на горках, он был травмоопасен, скрипуч, а комфорт в нем отсутствовал как класс. Но таковы были все автомобили того времени. Форд опережал их по технологичности, надежности и цене. Конкурентов у него долго не было.

Здесь важно понимать, что это были времена начала отрасли автомобилестроения. Хотя Форд и сделал автомобиль массовым, он очень поздно понял то, что давно поняли его отстающие конкуренты — получив средство передвижения, люди начинают хотеть большего: комфорта, престижа, индивидуальности (именно в таком порядке).

А Генри не только до последнего не тратился на рекламу (хорошую вещь и так купят), но и не вел разработок новых моделей (эту ведь и так покупают). От полного краха его спасло лишь то, что на заре эпохи он заработал ну очень много денег.

Повторение истории в веб-индустрии

В вебе с самого начала правила технологичность. Сначала нужны были надежные операционная система, сервер, база данных, библиотеки. Потом потребовались надежные и простые (привет PHP от Форда Т) языки программирования. Потом настала очередь промышленных и не очень фреймворков, сначала для бэк-енда, потом и для фронт-енда. Появилась индустрия в которой постепенно стали вращаться очень большие деньги.

Заботились ли все эти люди об удобстве пользователя? Естественно, нет! Потому что нужно было удовлетворить базовые потребности — надежность системы, скорость и цену разработки и поддержки, кросс-платформенность и т.д.

А что же с проектированием, ориентированным на пользователя? Как и в автомобильной индустрии, первыми сделали ставку на это маленькие и средние компании. Им нужно было какое-то конкурентное преимущество, а пользователю нужна была любовь, тепло и забота. Постепенно на западе, а затем и в России юзабилити стало приносить деньги не только дизайнерам, но и бизнесменам.

Так насколько это прибыльно?

И вот теперь бизнес чаще и чаще задает вопрос «сколько мне принесет дополнительных денег это ваше юзабилити».

Я хочу ответить на этот вопрос.

Если вы спрашиваете это, значит вы точно не в первом эшелоне. Значит вы уже в роли догоняющих. А если вы все еще лидер своей отрасли, то значит вы повторяете судьбу Генри Форда и конкуренты, которые кажутся швалью, могут скоро откусить вам хвост.

Поэтому нужно ставить вопрос совсем иначе: «сколько я потеряю в ближайшие 5 лет, если сегодня не начну вкладывать деньги в юзабилити».

1 комментарий:

  1. На самом деле, все очень правильно и очень совпадает с моими мыслями.

    КЖ

    :-)

    ОтветитьУдалить

Ах, эти интерфейсы

Этот блог — рассуждения о пользовательских интерфейсах в различных их проявлениях и веб-проектах.

Блог построен на движке Google

 
  
Алексей Рытов © 1977 :-)  
Домой
  Для писем и газет: aleksritovgmailcom